Дагестан и знаменитый Шелковый путь (Дагестанская правда)

Дагестан и знаменитый Шелковый путь (Дагестанская правда)

Заслуженный деятель науки РФ и РД Магомед Гасанов опубликовал в издании «Дагестанская правда» материал, посвященный связи Великого шелкового пути и Северного Кавказа.

Шелковый путь – общее название торговых, караванных путей, связывавших со II в. до н.э. до XVI в. н.э. Китай с Передней Азией, Кавказом и другими регионами через Среднюю Азию. Название он получил в связи с тем, что товаром, провозимым по данному пути, был китайский шелк.

Великий шелковый путь представлял собой огромную цепь, звеньями которой служили отдельные народы и государства. Он не был чем-то вроде узенькой дорожки, это было громадное экономическое и культурное пространство шириной в одну, а то и полторы тысячи километров.

После образования в VII в. Арабского халифата преимущество на Шелковом пути получили купцы-арабы. Протяженность его превышала 7 тыс. км. Установились непосредственные связи между Китаем и Арабским халифатом. Вслед за завоевателями двинулись и купцы – евреи, армяне, сирийцы, персы и другие, нелегкую миссию которых мусульмане чрезвычайно ценили.

Торговец-одиночка не мог справиться с дорожными опасностями и громадными путевыми расходами, поэтому велась караванная торговля. Караван снаряжали долго и тщательно как в исходной точке маршрута, так и на промежуточных пунктах.

В крупный центр международной торговли превратился Дербент, где были сосредоточены караван-сараи, торговцы из различных стран. В период усиления значения Шелкового пути роль Дагестана в международной торговле возвышается. Этому в значительной степени содействовал и Хазарский каганат, через территорию которого проходили международная транзитная торговля, в том числе и ответвления Великого шелкового пути. Известно, что часть северо-восточной территории Дагестана входила в Хазарию, и значительную роль в торговле китайским шелком играли маршруты, пролегавшие по берегам Каспийского моря. Как считают исследователи, под Северным морем китайские источники подразумевали Каспий, «берега коего с трех сторон очень отлоги».

На территории Хазарского каганата найдены различные изделия, свидетельствующие о роли Великого шелкового пути в развитии торговли и торговых связей этого государства с различными странами. В частности, обнаружено погребение китайского купца VIII в., в котором находились обрывки картины на шелке и переплет рукописи с приходнорасходными записями.

Торговые пути связывали Восточное Средиземноморье со Средней Азией, Хазарией, Прикамьем и Приуральем. Исследователи проследили двусторонность торговли: идентифицировали предметы, вывозившиеся на Восток с Запада (ткани, гобелены, ковры, золотоподобная латунь, стекло), а также выявили помимо шелка некоторые другие товары экспорта – ткани из хлопка.

Хазарские купцы создали разветвленную инфраструктуру на Волго-Донском участке Шелкового пути. Из Хазарии купцы направлялись в Балх, Мавераннахр и даже Китай, посещали дагестанские центры. Местные владетели, в том числе и дагестанские, не только взимали пошлину с торговых караванов за проезд по их территории, но и предоставляли им места для отдыха, охрану и вьючных животных, продукты, проводников и носильщиков.

Шелковый путь способствовал укреплению и расширению торговых и культурных связей многих народов, в том числе и Дагестана. По его территории шли караваны с дорогим китайским и согдийским шелком.

О важности северокавказского ответвления Шелкового пути свидетельствуют ткани, найденные на Северном Кавказе, среди которых преобладают согдийские, китайские, византийские и другие. На разных участках этого пути и в разное время торговля могла осуществляться как отдельными торговцами-купцами, так и их корпорациями.

Поток товаров осуществлялся не только в оба направления – с востока на запад, и наоборот. Направление «север-юг» также должно быть причислено к ответвлениям Великого шелкового пути.

Некоторое время одно из ответвлений проходило вдоль Северного Кавказа, от Черного моря к Каспийскому – как раз по «закубанским равнинам», и «марку» на торговых путях здесь держали половцы.

В XIV в. в связи с прекращением военных столкновений на определенный период и ослаблением Золотой Орды на Кавказе наблюдается некоторая стабилизация экономической жизни, в частности торговли.

Здесь пересекались важные торговые пути того времени. Так, Великий шелковый путь стал уже основной торговой артерией Евразии, связывавшей страны от Китая до Западной Европы. Отрезок его северной (из Хорезма на Нижнюю Волгу) ветви «Хаджитархан – Тана» проходил по северному пределу Предкавказской равнины, соединяя Нижнюю Волгу (и близлежащую столицу Орды) с устьем Дона, откуда морской путь вел в Константинополь и страны Средиземноморья, а сухопутный – в Центральную Европу.

Дарьяльский путь связывал через Закавказье южную ветвь Великого шелкового пути с северной. Его линия отмечена городами Верхний Джулат (Дедяков) – Нижний Джулат – Маджары, где он раздваивался на Хаджитархан и Тану.

Дербентский путь связывал Дербент через северокавказские предгорья – Верхний Джулат с Матарахой в Керуенском проливе. Этот путь соединял Каспийский и Черноморско-Средиземноморский бассейны.

Кроме этих, существовали и пути местного значения, проходящие по долинам рек в глубь горных областей, а также через перевалы Главного Кавказского хребта.

Путь Маджары – Хумара – Клухорский (или Марухский) перевал – Сухум (или Пицунда) был самым коротким из Хорезма в Константинополь.

В местах пересечения описанных главных путей в большинстве случаев находились города и поселения, существовавшие задолго до нашествия монголов (Дербент, Тмутаракань, Дедяков, мусульманское поселение на месте Маслова Кута) и сильно пострадавшие от него. Сравнительно благоприятная обстановка конца XIII — начала XIV вв. способствовала их оживлению и иногда даже росту.

Объединение огромных территорий Евразии в границах мировой империи Чингизидов возродило Шелковый путь, соединявший христианские и мусульманские страны с Китаем. Китайские шелковые ткани стали, как и во времена Тюркского и Хазарского каганатов, обычным предметом роскоши в Золотой, Синей и Белой ордах Улуса Джучи.

В золотоордынских походах этого времени, где были поселены ремесленники из Средней Азии и Кавказа, по среднеазиатскому и ближневосточному образцам были созданы корпорации ремесленников, купцов и прочие.

В золотоордынских городах жили купцы различных национальностей.

Помимо квартальных, или слободских, общин с мечетями и более тесных родственных и земляческих групп, купечество золотоордынских городов знало и такую форму организации, как паевые товарищества, или базарган-уртак. Столица Золотой Орды – Сарай-Берке – была огромным городом с тринадцатью соборными мечетями, не считая других. Здесь жили разные этнические группы: монголы, часть которых была мусульманами: ясы, кыпчаки, дагестанские горцы, черкесы; христиане: русы, греки. Каждая этническая группа занимала особый квартал. Интересно отметить дагестанцев среди сарайских улемов (упомянутый Ибн Баттута, шафиитский богослов с характерной нисбой ал-Лакзи).

Значение Великого шелкового пути в связи с развитием мореходства к XIV в. несколько упало.

Участие Дагестана в торговых отношениях Великого шелкового пути ускорило экономическое, социально-политическое и культурное развитие края. Оно способствовало дальнейшему росту дагестанских населенных пунктов, в первую очередь городов, ставших центрами ремесла и торговли. Расширились разносторонние связи со странами и народами Кавказа, Средней и Передней Азии, а также Юго-Восточной Европы.

Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27459957/ © Дагестанская правда, автор: Заслуженный деятель науки РФ и РД Магомед Гасанов.